На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

See IT Now

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Ляшенко
    Елена Ханга, Парфенюк, Кискин, Тарлецкий (Исторический Квиз-Стендап) Елена Ханга, Парфенюк, Кискин, Тарлецкий (Истори...Елена Ханга, Парф...

Цена девушки

«…Хельги молча работал длинным веслом, его руки привычно лежали на отполированной ладонями рукояти, ширококостные, могучие пальцы — что железные прутья… Он назвал ее Ас-стейнн-ки. Дома ее звали Звениславкой — целых шестнадцать лет, до тех самых пор, покуда не сцапали ее вечером в лесу недобрые гости, свои же словене, да не впихнули в мешок, да не свезли в город Ладогу, на торг, да не продали за пригоршню серебра немцам-саксам из далекой рейнской земли…»

В самом начале романа Марии Семеновой «Лебединая дорога» отряд викингов находит на брошенном корабле в трюме закрытую на замок девушку и с этого начинается большая история приключений северных искателей удачи и их союз с славянским племенем, приведший в итоге к формированию древнерусского государства.

Звениславке повезло, она стала героиней хорошей книги, в которой девочек защищают и берегут. Реальность была немного сложнее. Скорее всего, эти славные викинги так и оставили бы найденную девушку рабыней, ведь это сулило неплохой заработок. Девушки северного края при правильном «деловом подходе» приносили целое состояние. Не себе, конечно. Работорговцам. Тем же викингам и своим братьям-славянам.

Более правдиво на жизнь смотрит «Сага о людях из Лаксдаля». Ее написали в XIII веке со всей честной правдивостью и откровенностью. И оттуда мы, к примеру, узнаем, что русские купцы очень даже запросто торговали «живым товаром» - а именно девушками, потому что с них навара было больше, а хлопот и опасности меньше.

В этой самой саге есть второстепенный персонаж Гилли из Гардов (Гилли Русский), у которого один из героев саги покупает девушку – красивую и немую. Причем эта история позволяет нам узнать и цену на молодых рабынь: на северных торгах они стоили марку серебра или 70 дирхемов, так как в одной марке были именно столько. Кстати, столько же обычно платили за месяц службы наемному, хорошо подготовленному воину. А так как в одном дирхеме содержалось около 3 граммов серебра, то получается, что в раннем Средневековье, молодая девушка, которой не повезло оказаться в рабынях, стоила месячное жалование опытного воина и это равнялось 210 граммам серебра.

Кстати, герой саги купил немую красавицу у Гилли не за одну марку, а за три. Хотел показать свой гонор, а купец не стал упускать своей выгоды. Он, в конце концов, товар на торг привез, хоть и живой. И раз ему отвалили за него тройную цену, несмотря на то, что он предупредил об отдельных недостатках, то это – проблемы покупателя:

«…Гилли сказал:

— Эта сделка должна совершиться без обмана с моей стороны. У женщины есть большой недостаток. Я хочу, Хёскульд, чтобы ты знал о нем прежде, чем мы покончим торг.

Хёскульд спросил, что это за недостаток. Гилли отвечает:

— Эта женщина немая. Многими способами пытался я заговорить с ней, но не услышал от нее ни одного слова. И теперь я убежден, что эта женщина не может говорить.

Тут Хёскульд сказал:

— Дело обстоит так, что наша сделка должна совершиться. Возьми серебро, а я возьму эту женщину. Я признаю, что ты в этой сделке вел себя, как следует мужу, потому что, очевидно, ты не хотел меня обмануть…»

Тут в саге и реальной истории возникает важный момент, что Гилли в общем-то продавал девушек недорого. Он находился в самом начале их нелегкого пути. Потому что дальше те, кто купил этих девушек-рабынь, запросто мог отправиться с ними к арабам. Могли это сделать и сами викинги, те, кто отправлялись по пути «из варяг в греки», или по «из варяг в арабы». Что они, собственно, при случае и делали, Ибн-Фадлан не даст соврать, он описывал рабынь, которых продавали «русы» как «…восторг для купцов». Еще бы не "восторг", если в гаремы северных красавиц продавали по 2 тысячи дирхемов, а порой и по 10 с лишним тысяч. Неплохой получался навар – купить молодую рабыню за 70 дирхемов на северном торге и потом подать ее на восточном торге даже за две тысячи (данные приведены по книге Лебедева «Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси».)

Вот и получается, что девушки были очень выгодным товаром. Раб-мужчина такой прибыли не приносил: на севере он стоил около 100 дирхемов, на востоке – 200-300. Тоже прибыльное дело, но не настолько.

Князь Святослав, пытаясь закрепиться в Переяславце на Дунае, по словам летописца, сказал своей матери княгине Ольге

«…там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы…»

Увы, из песни слова не выкинешь, одной из основ экономики Древнерусского государства были рабы. В особенности рабыни, потому с красивых девушек прибыли получалось намного больше.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх