На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

See IT Now

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Ляшенко
    Елена Ханга, Парфенюк, Кискин, Тарлецкий (Исторический Квиз-Стендап) Елена Ханга, Парфенюк, Кискин, Тарлецкий (Истори...Елена Ханга, Парф...

«Русским серебра не надо, медной мелочью платите!»

Шведские торговые люди смотрели на русских купцов, приехавших на большой торг в Стокгольм, с огромным удивлением. Русские и так всегда удивляли своими нарядами, бородами и привычками, а в этом году они вообще превзошли себя: настойчиво просили, чтобы за дорогой шелк, с таким трудом привезенный из Ирана, с ними расплачивались не полноценным серебром, а мелкой медной шведской монетой.

- Чего ты мне свое серебро суешь, Карлус! Не нужно его нам, своего с лихвой отсыпать можем. Сказано же тебе ясным языком - платите мелкой медной монетой. Ну и что, что две бочки денег потребуется! Если три - еще лучше. Мы согласные. Давай, топай к меняле, меняй свои талеры на фюрки, - приговаривал русский купец старому знакомцу по новгородскому торгу.

Шведские купцы между собой говорили, что, наверное, русские там, в своей Москве и Новгороде съели что-нибудь не то. Потому что кто же в здравом уме станет отказываться от талеров и брать оплату какой-то мелочью. Фюрками, монетами для самых бедных поденщиков! Зачем они нужны в России?! Там вообще медные деньги не используются, хоть своего серебра у московского царя и нет, только привозное. А русские купцы продолжали настойчиво требовать на рынке мелкие медные деньги в оплату.

Спрашивается, зачем русские купцы это делали?

На самом деле никакой глупости со стороны русских купцов не было. Наоборот они затеяли очень хитрую хитрость. Фактически русские таким образом устроили прямой обмен шелка … на медь. Которой в России тоже не было.

В наш век, когда мы знаем, что в России полно полезных ископаемых даже как-то удивительно слышать, что в Московском государстве XVII века этих самых ископаемых почти не было. Не имелось своего серебра и золота, железо было плохое, меди тоже почти не было. Всё привозили. Медь в первой половине XVII века везли через ганзейские города и Швецию. А шведские власти, пользуясь таким раскладом и стараясь сделать так, чтобы стратегические товары обходились геополитическому конкуренту как можно дороже, накручивали на медь пошлину в 200% от европейской цены. И она получалась для русских почти что золотой.

Зато мелкая шведская монета пошлиной не облагалась. Это же деньги. И при этом цена монет соответствовала номинальной цене меди. Вот русские и выгребали шведскую мелочь, набивали ее в бочки и везли в Россию, где шведская мелочь превращалась … в медный лом – «шкилевые деньги». В феврале 1637 года, в самый разгар этих махинаций со шведскими медными деньгами, Тихвинская таможня буквально за три дня пропустила 81 пуд мелкой шведской монеты в бочках. Это - почти 1300 килограммов меди.

Потому что получалось очень выгодное дело. Медь в слитках стоила дорого из-за шведской торговой политики, а монеты обходились значительно дешевле. В России купцы продавали их в казну, получали серебро и навар на торговле шелком в одну сторону и «шкилевыми деньгами» в другую.

Само собой, схема вскоре раскрылась и шведские таможенники начали пытаться ей препятствовать. Но как только какой-нибудь ретивый таможенник пытался обложить пошлиной бочки с медными деньгами, собранные русскими купцами, как те писали жалобу, доходя порой даже до короля. И король, во всяком случае, знаменитый Густав Адольф, как ни странно, принимал сторону русских. Потому что те поставляли дорогой шелк, который потом можно было перепродать с хорошей наценкой. А еще русские власти разрешали шведам закупать зерно по выгодной цене. И это было для короля очень важно, так как на деньги от перепродажи этого зерна Густав Адольф профинансировал свои победы в Тридцатилетней войне. Правда, и свою гибель на поле брани тоже.

Потом, правда, со шведами переругались. А медь пошла в Россию в обход Балтики - из Голландии и Англии в Архангельск. Пока при Петре Алексеевиче не нашли наконец и свою медь, и железо в достаточном количестве.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх