В недрах Госдумы готовится законопроект, который позволит Героям России получать участки под фермерское хозяйство и передавать эти «льготные» земли по наследству. Льгота будет передаваться по наследству, даже если Герой получил звание посмертно.
Превратить современных Героев России и их потомков в будущую российскую элиту я предлагал несколько лет назад.
Сама по себе идея заполучить исключительно патриотичную, национально ориентированную элиту прекрасна. Мы даже знаем страну, в которой система работает веками — Соединенное Королевство, абсолютная монархия, которая провозгласила себя демократией, хотя является последним в Европе подлинно феодальным государством. Ее элита кормится с земли, переданной ей в долгосрочную аренду Короной.
Если вы поинтересуетесь у любого международного риэлтора, можно ли купить землю на Туманном Альбионе, то с удивлением обнаружите, что вся она принадлежит Короне и продана быть не может. Точнее, вам ее продадут, но это будет аренда, скрытая за всякими мудреными названиями. Земля — это основа государства.
В Англии она давно, несколько столетий назад, распределена между элитой, и в каких отношениях она состоит с Его Величеством, какой оброк платит Букингемскому дворцу — тайна за семью печатями. Но на жизнь хватает с избытком.
Возможно, вы видели фильмы о жизни британских дворян, хотя бы «Дживс и Вустер». Для полноты ощущений можно посмотреть сериал «Аббатство Даунтон» или фильм «Госфорд-парк». Попробуйте догадаться, на какие средства прожигает жизнь симпатичный бездельник Берти Вустер или откуда у графа Роберта деньги, чтобы содержать огромный дворец и большой штат прислуги.
Нет, это не наследство — наследство имеет свойство заканчиваться. Это деньги, которые поступают «операторам» земли от субаренды всего, что на ней построено или эксплуатируется, — отелей, ферм, заводов, домов. Постоянно, веками получаемая рента, надежный источник пополнения кошелька.
Пять лет назад умер Шестой герцог Вестминстерский Джеральд Кавендиш Гросвенор, считавшийся самым богатым аристократом империи с состоянием примерно 8,3 млрд фунтов стерлингов. Крупнейший землевладелец страны имел собственность в Эдинбурге, Ливерпуле, Оксфорде, Кембридже, Саутгемптоне и Чешире, включая родовое гнездо в Eaton Hall, а также 300 акров в самых престижных районах центрального Лондона — Mayfair и Belgravia.
Теперь самым богатым английским аристократом стал его сын Хью (на фото, в центре). Этот 26-летний молодой человек стал Седьмым герцогом Вестминстерским. Он унаследовал не только титул, место в плате лордов и собственность, но, конечно, и связи в Букингемском дворце. Как и отец, а также дед, прадед и так далее до Первого Гросвенора, Хью никогда и никому не расскажет, какие именно товарно-денежные отношения связывают его древний род с монархией. Но они, безусловно, есть. И составляют основу могущества Короны.
Хью, его отец и их предки были абсолютно преданы всем монархам, которые для британцев являются всего лишь символом государства, а вовсе не самыми богатыми феодалами, как по простоте душевной считают многие из нас. Все сложнее и вместе с тем проще. Гроссвеноры всегда верой и правдой служили королям и королевам, выполняя те государственные обязанности, которые те им поручали.
Их невозможно заподозрить в коррупции — слишком велик риск потерять все, приняв мелкую на фоне родовых доходов взятку. И они, безусловно, патриоты своей державы. И еще один плюс: смерть монарха и переход власти к наследнику не приводит к потрясениям, характерным для смены элит в любой другой стране. Потому что элита не меняется — все остаются на своих местах, в своих родовых гнездах. И лишь присягают новому монарху.
Можем ли мы скопировать устройство Великобритании, как сто лет назад Великобритания скопировала государственное устройство Российской империи (разумеется, основательно переработав и дополнив, чтобы избежать ошибок, которые привели последнего царя к отречению от престола)? На мой взгляд, заманчиво.
Но встает резонный вопрос: а кто станет той самой настоящей, наследной элитой?
Герои России, доказавшие преданность Родине кровью, безусловно, должны получать в длительную аренду землю в хороших районах, которую они могли бы передать по наследству. Лет на двести-триста. Например, сто гектаров. Или даже тысячу. И все, что на их земле построят и начнет функционировать, будет приносить доход как живым героям, так и их наследникам.
Большой доход, гораздо больший, чем взятки, которые они могли бы получить, находясь на высоких должностях.
С одним условием: их потомки должны служить государству. Получать образование в закрытых учебных заведениях — например, в Лесной школе КГБ, а потом ждать назначения — в министерство или какой-нибудь далекий регион.
В этом случае рано или поздно мы бы получили свою элиту, профессиональную, честную и неподкупную.
Казалось бы, идея хороша. Однако очень трудно ответить на вопрос: что делать с теми потомками Героев России, которые, получив гарантии на безбедную жизнь при рождении, начнут вести себя, как богатенькие дети «новых русских» и пренебрегать обязанностями, которые прилагаются к титулу?
В Британии с этим просто: элита неподсудна, потому что слишком дорога и имеет многовековую историю, «шалости» детей остаются скрытыми от всевидящего ока прессы. С ними разбираются, как в дружной, весьма сплоченной семье, — решают проблему внутри, стараясь не выносить сор из избы.
Мы воспитаны иначе. Мы не готовы к появлению касты неподсудных, касты избранных. Хотим иметь право обсуждать и критиковать.
Я, например, морально не готов. И в то же время понимаю, что только настоящая, то есть наследная элита, а не «временно исполняющая ее обязанности» от президента к президенту, надежно страхует государство от развала при любом стечении обстоятельств. От влияния как изнутри, так и извне. От коррупции, мздоимства, предательства и других не изживаемых пороков современной власти.
Семьи Героев России должны получать в долгосрочную аренду огромные участки земли не для фермерства, а как надежный источник постоянного дохода. Они должны иметь право сдавать ее в субаренду под дачные участки, автомастерские, заводы, жилые дома. Это с одной стороны.
С другой стороны, правнуки и праправнуки верных сынов Отчизны должны своей жизнью подтверждать, что достойны памяти своего великого предка. Механизм контроля за ними в законопроекте вряд ли пропишут. А на мой взгляд, он даже важнее и куда сложнее раздачи земли.
Свежие комментарии